Седельно-сцепное устройство: конструкция и основные параметры, принцип работы

Безопасность движения автопоезда во многом зависит от надёжности соединения автопоезда и его рабочих параметров. Cпециалисты называю сидельно-сцепное устройство тягача его «пятым колесом». Это механическая часть, соединяющая тягач с ведомым полуприцепом.

Первые элементы сцепки появились ещё в XIX веке, когда был изобретён прицеп, передающий долю своего веса на ведущее шасси на паровом ходу. Суть современных ССУ ничем не отличается, эволюционирует только техническая часть, привносятся элементы контроля сцепки.

Устройство ССУ

Сцепное оборудование или попросту седло, представляет собой грузонесущую плиту с угловой прорезью для вхождения шкворня от полуприцепа. Его присоединение происходит в автоматическом режиме, под плитой расположен механизм фиксации шкворня. Для предотвращения самопроизвольного отцепления устанавливают два независимых замка, которые к расцепке подготавливают вручную. Вся эта металлоконструкция обеспечивает две или три степени свободы.

Виды ССУ

По принципу соединения автопоезда:

  • Полуавтоматические, где один из этапов сцепки-расцепки производится вручную;
  • Автоматические – контроль и выполнение производит электроника в паре с пневматикой.

по числу захватов:

  • Однозахватные конструктивно простые, надёжные и более безопасные, поскольку тяговые и тормозные усилия передаются на массивный кулак-захват, соответственно сцепная установка подвергается только сдавливающим усилиям со стороны прицепа.
  • Двухзахватные ССУ, где усилия торможения и движения направлены только на захваты.

по степеням свободы:

  • С двумя степенями свободы: Это строение, обеспечивающее свободу продольного качания с определённым углом и поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на 90 градусов вправо или влево, где центром окружности является шкворень. Автопоезд с таким соединением подходит для эксплуатации на ровных дорогах, поскольку отсутствие дополнительной «свободы» повышает устойчивость всего состава в целом.
  • С тремя степенями свободы: В механизме появляется продольная ось, позволяющая тяжеловозу дополнительно к упомянутым двум, выполнять поперечное качание. Угол отклонения в таких случаях не должен превышать 15 градусов. Такая сцепка является необходимым условием на бездорожье.